Версия для слабовидящих Последний номер: 19 Апреля 2024 года
16+
газета республики Коми

Ижма берет, Удора не сдается

Года два назад, общаясь с жительницей из Ижмы, которая приезжала к нам в гости в Важгорт, удивилась сказанному ею: «В деревне вашей Кодж какие красивые, большие дома стоят. Только почему так много пустых, никто в них не живет? У нас такой картины в ижемских селах нет». Потом наши нанесли ей ответный визит, а приехав, рассказывали: «Смотрим в окно, там живая сельская улица, всё движется, сено везут - кто на лошадях, кто на тракторе, кто на прицепах. Все на своих подворьях держат скот».

  Эти моменты невольно вспоминались в разговоре с начальником Удорского районного отдела сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Светланой Бересневой, которая недавно приехала с республиканской конференции представителей крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Коми, которая проходила 20-22 марта в с.Ижма. Оказывается Ижма так и живет - люди работают, никто из родных мест не старается уехать, выживают за счет личного хозяйства. Казалось бы, два похожих по условиям сельских района - с бездорожьем, отдаленностью сел и деревнь, но один район может принять республиканское мероприятие, и есть что показать, а нам пока не до гостей.

  Свой рассказ наша собеседница обосновывала фотографиями, живо и интересно открывая свою первую поездку на такое мероприятие в удивительный ижемский край, где Ижма - его столица: «Эта конференция проходит ежегодно. В этом году поехали в Ижму. С Сыктывкара на машине добирались 10 часов. Видели, что идет строительство дороги, техника стоит. Сделают дорогу - будет легче добираться. Первым мы посетили в селе Сизябск СПК «Ижемский оленевод». Нам показали мастерскую по пошиву изделий из меха и кожи. Увидели как обрабатываются шкуры, шьются пимы, как их вышивают. Вся работа делается вручную. Здесь пимы шьют, и здесь же продают. Я никогда ничего подобного не видела - ни оленей, ни работу такую - как колодки делают, как сушат, и было все очень интересно. Пимы до 38 размера стоят 11 тысяч 500 рублей, большие размеры - 12 тысяч 500 рублей. Здесь шьют разные сувениры, сумки кожаные. А потом нас повели в большой ангар. Здесь мясо разное продают, оленину, рыбу печорскую. Малицы вывешены и выделанные оленьи шкуры. Выделывают их в Финляндии, такой технологии у нас нет. Они такие мягкие-мягкие. Шкура оленя большая стоит 6 тысяч рублей, по-меньше - 5 тысяч рублей.

  Дальше дорога лежала в деревню Диюр. Здесь мы смотрели семейную животноводческую ферму. Глава этого КФХ Ольга Терентьева. Они в прошлом году выиграли грант на животноводческую семейную ферму. Построена новая ферма на 22 млн. рублей. Строили ее по новейшим технологиям. На конференции министр сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Анатолий Князев отметил, что эта ферма - единственная в республике построена по всем правилам. Пока они содержат небольшое количество голов - 42 (ферма рассчитана на 100 голов), но постепенно будут заполнять. Строила ферму не с других регионов компания, а именно ижемская строительная компания. Руководитель компании рассказал, как они фундамент заливали (не как все заливают, а именно для северных условий), стены утепляли. На ферме весь труд механизирован. Все корма у них - сено, сенаж под навесом, все огорожено, все так, как и должно быть. Обратила внимание, что отдельно построен тамбур, и там стоят трактор с тележкой. Он отапливается, и в любой мороз трактор заведется. Бросается в глаза и ассиметрия здания фермы - с одной стороны стоит недойное стадо, с другой стороны - дойное и, дальше идет широкий проход - там клетки с телятами.

  На ферму могли попасть те, кто действительно хочет строиться, а просто посмотреть - не пускали внутрь, берегут животину от «дурного глаза».

  В Ижемском районе работают 53 фермера, в нашем районе - 10. Сколько мы ходили по магазинам, на торговых полках не нашли ничего чужого - у них все свое, ижемское. Построены мини-маркеты, на полках диюрская сметана, кефир, творог, масло, колбасы, котлеты, пельмени. Купила и привезла колбасы в вакуумной упаковке. Не скажу, что дорого. У этой семьи не только ферма, а целый комплекс, где есть молочный завод, пункт забоя, цех переработки, хлебопекарня, столовая. Я спросила: «Сколько у вас завод перерабатывает в сутки молока? - Три тонны. - У вас 42 коровы, откуда 3 тонны молока? - Вы знаете, нам поставляют молоко наши фермерские хозяйства, ЛПХ. - А сколько у вас голов в личных подсобных хозяйствах? - Более 900 (в нашем районе чуть больше 200). - Какую продукцию вы выпускаете? - Молоко, кефир. - А масло? - А масло мы вообще не «бьем», у нас не хватает молока на масло. Масло убыточный продукт, делаем только из излишков. - Оборудование как приобретали? - Был совхоз, что-то со старого цеха взяли, из нового - упаковщик молока и упаковщик сметаны - автомат и полуавтомат».

  Ижма кормит себя своей продукцией на 90 процентов. В столовой останавливаются и кушают те, которые едут дальше в Усть-Цильму.

  Все здесь делается на месте. Забой происходит, и мясо сразу на переработку идет: делают оленью, говяжью колбасы - 5-6 наименований, сосиски. Дальше нас в цех даже не пустили: там пельмени лепят, различные полуфабрикаты. Между собой все взаимодействуют: оленей нет, закупают оленину, может у того же СПК «Ижемский оленевод», или конину. Фермеры очень там разношёрстные - у одного мясное скотоводство, у другого - коневодство и т. д. К другим фермерам, кроме этой семейной фермы Терентьевых, нас никуда больше не возили.

  Встречаясь с людьми, я заметила, как они любят свою землю. Кругом молодые лица, и они все работают. Они приезжают домой, заканчивая техникумы, институты. Нашим экскурсоводом был парень, который только что закончил экономический факультет СГУ. Ижемская молодежь обратно тянется домой. И они с таким восторгом, гордостью рассказывают про свое село, людей своих знаменитых, про оленеводов. Мы ходили в музей в Ижме. Там такой шикарный музей, я в таком никогда не была. На вопрос «за счет чего сегодня держится Ижемский район?» Я бы ответила: «за счет патриотизма людей, которые там проживают».  В нашем районе люди по-другому настроены. Фамилии наших фермеров говорят сами за себя. В Важгорте некому открывать семейную ферму.

  В Ижме такой же районный отдел сельского хозяйства и потребительского рынка РК, и начальник тоже женщина - Ирина Геннадьевна Королева. Работает уже 15 лет. Мы с ней созванивались, она спрашивала про наши впечатления. «Они самые замечательные», - ответила я.

  «Когда они открываются - КФХ, ЛПХ, я сразу людям говорю, вы не живете за счет субсидий, это бизнес», - говорит моя ижемская коллега. А у нас есть фермеры, которые только за счет субсидий и держат фермерское хозяйство. В Ижме 53 фермерских, 900 личных хозяйств держатся. Значит, люди поняли, научились, как работать при рыночных отношениях. Они живут этим. Наверное, и получают за свой труд, за бесплатно люди не работают.

  К нам на Удору тоже просятся приехать. Но встретить мы гостей можем только года через два. К этому времени можем показать Чернутьевскую ферму, наладим переработку, и Чернутьевский СПК будет официально выпускать продукцию. И ИП Аликберов может встать на ноги, расплатится со своими долгами. И его мы можем показать как образцового фермера.

  На Ижме людей очень спасает переработка. То, что не продали, излишки сдают. И фермер и переработчик сходятся по цене. У нас, когда завод «Герб» открывали, по цене не сходились. А тут сходятся, и люди держат скот. Если бы у нас переработка была налажена, люди тоже бы держали скот. Я тоже задаюсь вопросом: почему у нас не получается, чем мы, удорские, хуже? Почему мои фермеры так не могут работать? Разбросанность такая же, дороги такие же. И не могу найти ответа».

Мария ХУДЯКОВА.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Выборы