Версия для слабовидящих Последний номер: 19 Апреля 2024 года
16+
газета республики Коми

Жить для детей

0 2949 Семья

1945 год. Канун 1 мая. Небольшая деревня Буткан вся в ожидании Великой Победы. Клуба в деревне нет, поэтому праздничный первомайский концерт шел в начальной школе, которая находилась в обыкновенной деревенской комнате частного дома.

Сцену означили темным занавесом перед русской печкой. Из класса в длинные сени вынесли парты, из правления колхоза «Май» принесли скамьи. Многие из зрителей принесли с собой стулья. Зрители все были взбудоражены, улыбались друг другу, т. к. понимали, что вот-вот услышат весть о конце этой страшной войны… Мы, дети, как обычно, сидели на полу, прямо под занавесом, шумели, толкались, жили ожиданием чего-то прекрасного.

Занавес чуть раздвинулся, и в проём проскользнула девятнадцатилетняя Катя Нючева. Наша, деревенская, все ее знали. Это была крестная моей подружки Таси. Она жила и работала в Кослане, и Тася очень любила ее.

- Стихотворение Константина Симонова «Жди меня», - сказала Катя и начала читать.

Это было как чудо! Вся вытянутая в струнку, она казалась выше, стройней. Лицо строгое, взволнованное, какое-то почти незнакомое. Руки она держала за спиной, придерживая занавес, чтоб не открылся. Она читала так, что, казалось, она всех погружает в какую-то странную, мистическую явь, о которой никто из присутствующих не знал.

Мне не было еще и пяти, я плохо знала русский язык и в стихах Симонова поняла только общий смысл. Но чувства, звучащие в голосе и возникающие в напряженной, как натянутая стрела, фигурке чтеца всем были понятны. Душу окатывало холодом, но все равно верилось в светлый лучик надежды. Ведь люди жили верой в победу и свято надеялись на лучшее. У всех было одно на уме: вот кончится война, вернутся защитники Родины, овеянные славой, добытой в боях, и жизнь пойдет в мирной колее. И стихи, прозвучавшие так ярко, стали еще одним звоночком, напомнившим о скором конце войны…

А я хочу рассказать немного о судьбе Екатерины Михайловны Нючевой, ставшей и для меня крестной. Хлопотунья, труженица, ее никто никогда не видел праздно сидящей: она все время была занята. Она вырастила своих четверых детей одна. Сама все время работала, постепенно стала хорошим счетным работником.

Екатерина Михайловна выходила замуж, но жизнь развела ее с мужем. Может, от того, что муж жил и работал в Буткане, а она совсем молоденькой уехала в Кослан да так и осталась там. Своей большой семьей она жила в съемной комнате деревенского дома в центре Кослана. Жила нелегко: ее маленькой зарплаты еле хватало на еду да на кое-какую одежонку детям. Всю себя, всю свою жизнь она посвятила своей семье. Она старалась, чтоб дети одевались как и все, накормить их повкуснее. Но ее доброта, чуткое внимание и желание помочь людям заставляли тратить свои силы и на них.

Вот один эпизод из ее жизни, который хорошо характеризует ее, как человека неравнодушного, всегда и во всем помогающего не только близким, но и просто знакомым.

Уже второй год шла война. Однажды в апреле месяце Екатерина Михайловна встретила знакомого бутканского парня. На улице слякоть, под ярким солнцем тает снег, по улице текут ручьи. Словом, оттепель, а парень шлепает по лужам в старых подшитых валенках. Она, конечно, не могла не остановить его и спросить, почему в валенках. Парень объяснил, что вызвали в военкомат, что идет в армию. Дома еще трое сестер и брат, а сапоги одни, остались от погибшего отца. Тогда Екатерина Михайловна зазвала его к себе домой пообедать. Сама пошла на работу, поговорила с начальником, попросила выдать ей аванс, объяснив, зачем надо. Выдали ей деньги, она пошла в магазин и купила резиновые сапоги. Потом парень с фронта написал ей письмо, еще раз поблагодарив ее за подарок.

Когда мы с Тасей учились в 5 классе, в Буткане умерла ее мама, Анна Михайловна, старшая сестра Екатерины Михайловны. Тася, конечно, осталась в семье у крестной, ее старший брат Альберт уже учился в ФЗУ после 7-го класса.

Екатерина Михайловна давно мечтала иметь свой дом. В Буткане рядом с нашим домом стоял сруб, поставленный отцом Таси, Даниилом Пувкоевым. Он ушел на фронт с первым призывом, и, как все из этого призыва, не вернулся, сложил голову где-то на полях сражений за Родину.

Вскоре в Кослане за шестым магазином в своем доме жила большая семья Е.М.Нючевой. Сюда она забрала и свою старенькую мать. Сама она тогда работала на почте.

Район строился, появился Усогорск, районный узел связи перевели в Усогорск. Переехала и Екатерина Михайловна в новую квартиру со всеми удобствами. Радости не было предела! Дети выросли, живут своими семьями, растят детей, появились внуки. Все три дочери, кроме сына… сына она похоронила - трагический случай…

Несмотря на все невзгоды, на нелегкую судьбу, она оставалась светлым и легким человеком. Ее многое интересовало: заботы бутканцев, их жизнь, новости в их жизни. Она с нетерпением ждала каждый вторник и пятницу - дни рейсового автобуса. Екатерина Михайловна с большим радушием встречала свою крестницу Марию Семеновну Пувкоеву, а та чаще всего приходила не одна. И мы с мужем часто заезжали к ней.

Сделав свои покупки, закончив дела, мы шли к Екатерине Михайловне - надо же где-то переждать: летом - жару, осенью - дождь, а зимой - холод. Да нам всегда было интересно с ней повидаться, поговорить, посоветоваться.

Как-то зашла я к ней, как обычно сели пить горячий чай, чтоб согреться. Моя Екатерина Михайловна и говорит: «Допей свой чай, я тебе записала слова одной, кажется, народной песни. Тебе понравится!»

Это была песня, которую известная исполнительница русских песен Екатерина Смольяникова поет в кинофильме «Китайский сервизъ», вернее, поет ее героиня Анны Самохиной, а голос - Смольяниковой:

"Однажды морем я плыла

На пароходе том,

Погода чудная была,

Но вдруг начался шторм".

Песня действительно понравилась своей наивностью, искренностью. Простенький легко запоминающийся мотив, и веет от этой песни, как говорится, «русским духом, Русью пахнет...» И я была очень благодарна своей крестной.

Но вся большая родня Нючевых, вернее, Нестора Нючева, благодарна Екатерине Михайловне, ее ясной памяти, ее стремлению узнать как можно больше об интереснейшем человеке - о ее дедушке. Она оказалась единственной хранительницей старины в своем роду. Это с ее слов «Выль туйод» в трех номерах напечатала очерк о первом дипломированном учителе из Буткана, который начал обучать грамоте крестьянских детей, о Несторе Нючеве. А потом, спустя годы, побывав в Буткане и других селах нашего района известный просветитель Питирим Сорокин отметил, что в Буткане крестьяне сплошь все грамотные, что было очень редко в те времена.

Вот так, в свое время Нестор Нючев являлся очень важным человеком, первым учителем, сыгравшим важную роль в грамотизации крестьянства в Буткане. А его внучка познакомила нас, современников, с этой неординарной, интересной личностью.

Каждый человек должен оставить после себя добрый след в душах и умах современников. Значит, наша Екатерина Михайловна не зря жила на земле, она оставила после себя добрый след в душах своих детей, внуков, земляков.

Эльвира ПОПОВА.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Выборы