Версия для слабовидящих Последний номер: 21 Марта 2024 года
16+
газета республики Коми

Судьба коми солдата

0 1071 Общество

Разные судьбы людей по–разному помнятся, но в памяти остаётся только хорошее, а значит, доброе. Среди многих страниц истории Удоры есть одна удивительная история о судьбе одного коренного удорца - Николая Ефимовича Бушенева, 1893 года рождения, уроженца деревни Патраково.

Сын коми крестьянина Ефима Егоровича Бушенева, жителя старинной деревни Патраково, как и другие дети, рано познал все тяготы суровой жизни. Уклад общинной жизни не только требовал трудового воспитания с малых лет, а ещё и соблюдения давних традиций. Неслучайно честь, воля, выносливость, уважение к окружающему миру с возрастом сформировали в нём силу духа. И уже, будучи завидным женихом в своей деревне, Николай Ефимович обрёл семью, а затем родилась дочь Вера. Едва успели достроить новый дом всей роднёй, как началась Первая мировая война. Затем мобилизация, и новобранец уже через полтора месяца попадает на фронт в составе пехотного полка. Однако долго воевать не пришлось. Во время наступления немецких и австрийских войск по причине контузии солдат Бушенев попадает в плен. Вместе с сотнями россиян далее увозят на территорию Германии в лагерь для военнопленных. Вскоре, учитывая его крестьянское сословие и выносливость по состоянию здоровья, отбирают, как и многих других, в частные хозяйства в помощь немецким бауэрам. Следует отметить, что не хватало рабочих рук в сельской местности из-за тотальной мобилизации мужского населения на войну.

К счастью, Николай Бушенев попал в немецкую семью, где хозяин оказался хоть и требовательным, но лояльным человеком к русскому пленному. Да и коми мужик, как говорится, не боялся ни грязи, ни навоза, ни мозолей. Поэтому со временем между членами семьи и пленным сложились доброжелательные и даже доверчивые отношения. Хозяин не только научил работать Николая Ефимовича на сельскохозяйственных машинах и освоить технику, а ещё впоследствии объявил его равным членом семьи. В конечном итоге его дочь Хельга и Николай влюбились в друг друга, и глава семьи разрешил им создать своё семейное гнездо. К этому времени прошло уже пять лет пребывания в плену, и сложившиеся обстоятельства для Бушенева не давали никаких надежд на возвращение в Россию, ибо там после Октябрьской революции два года, как бушевала Гражданская война. Казалось, о русских военнопленных все забыли. Мысленно пленный солдат уже никогда не думал больше увидеть семью, отца и мать, родную деревню Патраково. И вот родились две дочки.

Но прошло ещё два года, и на основании международных договорённостей начался обмен военнопленными. Неожиданный поворот судьбы. Наверняка, он стал душевным потрясением для всех членов семьи, но Николай принял окончательное решение - вернуться на Родину! Однако, история на этом не закончилась. Возвратившись домой, жизнь постепенно обрела прежний уклад, и Николай Ефимович считал себя счастливейшим человеком. В семье прибавилось ещё трое детей: Александр, Василий и Анна. За время отсутствия дочь Вера подросла, которую он не видел несколько лет. Затем колхозный строй хотя и внёс свои коррективы, но Николай Ефимович пользовался уважением в округе. А отличался от других колхозников знанием техники и был лучшим механиком. Годы, проведённые у немецкого бауэра, не пропали даром. Ведь сейчас он сам учил других, как пользоваться сельскохозяйственными машинами.

Грянула Великая Отечествен ная война. В ряды Красной Армии Николай Бушенев был призван в декабре 1942 года. Воевал на разных фронтах. Всякое случалось: и в окопе засыпало землёй от разрыва снарядов, и под фашистским танком чудом выжил, и в рукопашном бою не погиб, и брошенная вражеским солдатом под ноги неразорвавшаяся граната сохранила жизнь.

Вообщем, прошагал всю Европу и дошёл до Берлина. Кстати, в боях за Берлин дважды едва не погиб, а только лёгкое ранение получил. А ещё один раз фашистский офицер почти в упор пытался застрелить из пистолета, но патроны в обойме кончились, и солдат Бушенев успел нажать на спусковой крючок автомата. Одним словом - Бог миловал и хранил его!

Но волею судьбы при наступлении советских войск в северо-восточной части Германии стрелковая дивизия, в которой состоял ефрейтор Бушенев, продвигалась вблизи мест, где когда-то отбывал пленный коми солдат. Впоследствии Николай Ефимович вспоминал: «Наша часть наступала по тем местам, где когда-то я батрачил. Я увидел тот хутор, где жил, оставил жену-немку и детей. Очень захотелось с ними встретиться. Отпросился у командира, который разрешил повидаться с ними. Когда я пришёл и открыл входную дверь, то сразу увидел её, а она узнала меня и вскрикнула: «Николо!» Все домашние просили остаться, но я вернулся к своим…»

Вряд ли об этом можно что-то комментировать. Скорее, уместно сказать о коми душе, которая бескорыстна и бесконечна, благородна и правдива, понятна и не разгадана..

Любая история о человеке не терпит банальностей, иначе тогда она теряет истинный смысл. Заглянуть в душу также невозможно, но понять состояние по поступкам и делам, страданиям и переживаниям, желаниям и помыслам - можно, как коми солдата Николая Ефимовича Бушенева.

Демобилизовался наш герой летом 1945 года, как раз в сенокосную пору, и его встретили как солдата-победителя. На сей раз семья вновь обрела и отца, и мужа. Послевоенная мирная жизнь Николая Ефимовича складывалась как у всех односельчан. Потихоньку возрождается хозяйство, но, главное, люди, вопреки всему, старались по-новому видеть свои перспективы жизни. А главный почин - своим примером всем остальным показывали фронтовики из деревни Патраково, среди которых, конечно же, отличался и Николай Бушенев и как мастеровой по ремёслам, и как механизатор. Недаром впоследствии его внуки не раз вспоминали добрым словом своего деда: «Наш любимый дед учил нас сызмальства труду и уважению к людям. Всегда твёрдо говорил: «Крестьянин должен уметь всё: ловить рыбу, заниматься охотой, ухаживать за домашним скотом, заготавливать сено, дрова, быть плотником, столяром, мастерить лодки, сани, плести корзины и пестера, шить одежду, знать повадки диких зверей, различать лекарственные растения, любить природу и свою малую родину».

А когда дед вечерами приводил старшего внука в свою столярную мастерскую, то обучал его пользоваться разными инструментами и даже поручал стружить мелкие заготовки. Николай Ефимович, будучи «старшим воспитателем», не просто приучал внуков к премудростям крестьянской жизни, а ещё возил их в своё промысловое угодье, что на реке Лупт.

В лесной избушке внуки впервые осознали, что традиционный промысел боровой дичи есть не просто нелёгкий труд, а скорее философия жизни коми крестьянина, как не только добытчика, а ещё и хранителя северной тайги.

Сам он никогда не пользовался лекарствами. Каждый раз при вынужденном случае либо принимал травяной отвар, либо использовал еловую смолу, кстати, как и при зубной боли.

И всегда дед оставался добрым и справедливым. Однажды внуки Николай и Валера, не умевшие ещё управлять моторной лодкой, протаранили корму чужой лодки. Разозлившийся хозяин повреждённой лодки навестил деда на дому и предъявил строгие претензии. В ответ Николай Ефимович обещался отремонтировать на «совесть». Так и случилось. После чего односельчанин ещё семь лет пользовался обновлённой лодкой. А ещё не забудут внуки вкус супа из ржаной муки (нуръя шыд), приготовленного их дедом. Но еда едой, а существовал непреложный закон за столом - если из детей кто-то не кушал во время приёма пищи, команда деда следовала незамедлительно одной фразой: «Сыт? Иди гуляй!»

Чего-чего, а в деревне сенокосная страда была особенной. В то время Бушеневы держали одну корову да несколько овец. Как-то летом пришли на сенокосный участок и случился конфуз. Дед курил трубку и практически никогда не расставался с ней. Всегда носил при себе в кармане. А тут занервничал, расстроился и послал домой внука Николая найти и принести ему трубку. Как вспоминает старший внук: «Я побежал домой, благо было недалеко, где-то с километр, и мы с бабушкой весь дом перерыли, вообщем, обыскались, но не нашли трубку. Когда я обратно вернулся на участок, то заметил, что курительная трубка-то торчит во рту у деда. Ну, посмеялись да и начали косить. Вот таким образом началась страда».

Чего-чего, а дед с удовольствием передал секреты ловли хариуса на мушку. Выстригая щетину у хряков, он показывал мастер-класс: как можно за десять минут «соорудить» нужную мушку на голый крючок посредством обмотки пучка щетины красной ниткой. Такой способ ловли рыбы настолько нравился внукам, что они позже обучали своих сверстников. И деревенские дети не упускали возможность в летнее время воспользоваться на быстринах ловлей рыбы на мушку.

Помимо подобной рыбалки дед брал с собой внуков ещё и на промысел рыбы неводом, особенно в осеннюю пору, когда вылавливали в курьях реки разную рыбу пестерами. Такое не забывается!

Так вот, этот скромный, лабутный и удивительный человек не только сумел привить своим отпрыскам простые человеческие истины, а своим примером в жизни проявил честь, доблесть и совесть.

Недаром в Важгортском историко-краеведческом музее и поныне хранятся самые дорогие награды: медали «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина». Судьба подарила коми солдату после Победы ещё двадцать шесть лет жизни и память - вечную! Поклон до земли!

Алексей ВУРДОВ.

От автора: в подготовке материала участвовали Николай Васильевич и Валерий Васильевич Бушеневы и Дина Ивановна Чупрова.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Выборы