Версия для слабовидящих Последний номер: 18 Апреля 2024 года
16+
газета республики Коми

А он хотел учиться, жить и работать только по-честному

0 949 Общество

На моем журналистском столе письмо-материал. Рассказана короткая трагическая судьба человека. Он - человек своего времени. А время - 30-е годы прошлого столетия. Органами исполнительной власти в административном порядке на основании Постановления ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств» проводят операцию по изъятию кулаков. Повсеместно. И на Удоре тоже. Центральные власти требуют отчета. На местах стараются дать «цифру».

  Много ли мы знаем о том времени? Что-то общее в масштабах страны знаем. Раскулачивание уже назвали политической репрессией. Что происходило рядом - знаем очень мало. Но живы люди, которые пронесли память тех далеких дней. Из Усогорска Евгения Криволапчук в поисках сведений в отношении своего дяди Константина Попова обратилась в Управление ФСБ России по Республике Коми.

  В семье знали - он работал в системе ОГПУ и необычно ушел из жизни. Для них - он герой своего времени, для истории Удоры - человек, который, кроме как честно, по-другому не умел смотреть в глаза своим землякам. «Мой дядя, Попов Константин Георгиевич, был в семье вторым ребенком. Родился 21 мая 1907 года. Род наш косланский. Бабушка Анна родила его в 32 года. Когда мы росли, о нем мы ничего не знали. Мы были детьми, а как объяснить детям, почему дядя застрелился. Нам все равно было не понять, да и время было такое, не все можно было говорить.

  В кругу своих его называли «Котовский» - к 25-ти годам он был такой же лысый, решительный и очень умный. Мой старший брат Александр одного сына назвал в честь него Константином. Наш семейный альбом, большая рама с фотографиями, где по бокам были размещены награды отца - все это у нас сгорело. Но по-наследству мне достался семейный альбом дяди Сандыра. Там многие фотографии мне знакомы, я их уже видела когда-то. И теперь у меня есть возможность моим детям и внукам не только рассказать, но показать своих родных по отцу - дедушку, бабушку, братьев и сестру Марию. Я обратилась с письменным заявлением в архивный отдел Управления ФСБ РФ по РК с обращением помочь в поиске сведений в отношении своего дяди. Подтвердила родство. Обращение было рассмотрено. И я получила справку, составленную по материалам из архивного личного дела на него, а также копии автобиографии и анкеты специального назначения.

  В автобиографии написано, что он родился в с.Кослан, национальность - коми, беспартийный, крестьянин-бедняк. Русским языком владеет свободно - читает и пишет. Образование - низшее. Учился в церковно-приходской школе, закончил 5 классов. Жил вместе с родителями, сестрой Марией и братом Георгием. Занимаются сельским хозяйством. Начиная с 1920 года он все время работал и учился. По архивной справке с 4 октября 1920 года по 4 октября 1921 года он переписчик в Удорском райпродкоме, следующие 2 года с 1921 по 1923 годы - младший счетовод в заготовительной конторе с.Кослан.

  С 1 июня 1923 года по 8 июня 1924 года - делопроизводитель в финансовой конторе. С 8 июня 1924 года по 15 июля 1926 года - заведующий финансовым налоговым столом Косланского волисполкома. С 15 июля 1926 года по 10 мая 1929 года - председатель Косланского ревкома. С 10 мая 1929 года по 17 сентября 1929 года - делопроизводитель в сельском Совете с.Кослан.

  С 18 сентября 1929 года по 19 сентября 1931 года проходил службу в рядах РККА. С 1 мая 1932 года по 4 ноября 1932 года фельдъегерь Удорского райаппарата Коми областного отдела ОГПУ. Из анкетных данных специального назначения мы узнали (он сам отвечает), что был женат на Елизавете Алексеевне Чуканчевой (ныне Попова) родом из д.Лаптыть Яренского сельского Совета; далее перечисляет семью: отца, мать, сестру и указывает, что с ними имеет связь только через переписку. На вопрос: кто из сотрудников ОГПУ его знает и где он находится? Отвечает: «Знает меня сотрудник ОГПУ тов.Лютоев Михаил Степанович, и находится он в г.Сыктывкре...» также указывает, что в Февральском и Октябрьском переворотах не участвовал, т.к. был молод.

  На вопрос: были ли Вы арестованы, временно задержаны? Отвечает: «Нет». «У нас бывали обыски во время белых, т. к. двоюродные братья состояли в Красной Армии в 1918-1919 годах, когда на Удоре свирепствовал Орлов». На вопрос: какие сведения хотите сообщить еще? Отвечает: «Желаю продолжить образование, получить теоретические знания именно по линии ОГПУ». И вот настал роковой 1932-ой год.

  Родственники, соседи все всегда жили дружно в коми селе, знали его с детства. А тут приказ - доставить 6 семей в Усть-Вымский ОГПУ. Среди них - двоюродный дядя с семьей. Он знал, что их ждет в Сибири или на Урале. Три дня переживал. А ему только 25 лет. 6 месяцев только в этой должности. Пришел домой - дома были только крестная Мария и двоюродная сестра Анна. Зашел и сказал: «Шумели долго. Но ничего не смогли доказать. Какие они кулаки-враги?

  Люди корчевали лес. Жили только своим трудом». Поднялся наверх на второй этаж. Раздался выстрел из револьвера. Родные увидели его в луже крови. Так он сам определил свою судьбу. И все равно 6 семей были сосланы в Сибирь. Некоторые к началу войны вернулись. Недалеко было до большого сталинского террора.

Мария ХУДЯКОВА.

Фото из архива Е.Г.Криволапчук.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Выборы