Версия для слабовидящих Последний номер: 21 Марта 2024 года
16+
газета республики Коми

Немного из истории Кослана

0 1316 Общество

Зима 1558 года. Четыре конные подводы с санями с вашкинским проводником и ещё с десятью людьми мужского пола уже к вечеру подъехали к часовенскому двору селения Кослан. Чужой вояж, вроде бы ничем не примечательный, пожалуй, редкий житель заметил, хотя охотничьи собаки близлежащих крестьянских дворов учуяли сразу.

  Низенькие избы с хозяйственными постройками, почти занесённые снегом, «курили» дымом и изредка «отзывались» блеянием и мычанием домашнего скота. Редкие прохожие в длинных совиках, как тени, «проплывали» по натоптанным тропам. Тусклые блики света еле-еле виднелись в маленьких окошках соседних изб.

  Сам двор состоял из занесённой наполовину сугробами окружной изгороди с открытыми воротами, самой часовни с деревянной башенкой и крестом, с конюшней в виде сарая с сеновалом, дровяником и приземистой избой с двухскатной крышей.

  Навстречу гостям вышел в чёрном балахоне человек с горящей масляной лампой в руках. К нему направился небольшого роста, в тулупе и с палкой в руке, бородатый старичок, который сначала перекрестился, а затем приветствовал встречающего. Другой также перекрестился с поклоном и жестом руки пригласил в жилище. Остальные прибывшие, кто с ружьями, кто с мешками, тоже последовали за своим старшим вовнутрь. Священник Савватий принял гостей и разместил на ночлег. А во время потчевания обратился к посланнику от епископа Вологодского с высокой просьбой благословить возведение первого храма в селении: «Верой силён тот, кто имеет пристанище божье, а, значит, сие означает божье слово услышать да помолиться, да грехи замаливать, да венчаться, да крестить детей своих, да благодать обрести, да праведную жизнь вести... Просьба, ради прихожан да остальных жителей...».

  «Благое дело думаете, брат Савватий, и мысли твои праведные, - ответил высокий гость да подал грамоту в руки Савватия. - Послание тебе и страждущим от самого епископа, благословление на строительство храма Христова в честь Святого Ильи. Храни Господь! Возрадуй своих прихожан да слово скажи им, а завтра на утреннике я своё слово скажу! В единстве вера сильна!»

  Долго ещё беседу вели священники о будущем не только волости Кослана, а о всей Удорской земле.

  А гостем был всего-то иеромонах Иннокентий, но, очевидно, что доверенное лицо епископа имело особую миссию.

  Так, в центре Кослана (в 40 метрах от современного здания районной администрации) благодаря стараниям жителей через год был впервые воздвигнут святой православный храм. И обустроились местные миряне вокруг храма, и перестроили, перенесли жилища свои из пустошей на бугры в округе да вот тогда и образовалось селение Кослан, как равное по значимости Глотово-Слободке. С тех пор Кослан постепенно вытянулся по правому берегу реки Мезень жилыми «куртинами»: Тыйив - Вев-дор - Вичко-дор да погост - Оль-вом - Шойна-Яг.

  Кстати, небезызвестная деревушка Нижний Удор представляла из себя не более двух крестьянских дворов и считалась как бы «кордоном» пришлых людей. Причём, косланские говорили, что «они занимаются деяниями тёмными, колдовскими... а в полнолуние ночью разжигают большой костёр и молятся своему Богу...». Так или не так, но отчуждённость имела место, хотя и каких-либо конфликтов и иных пакостей со стороны нижнеудорских не случалось.

  А ещё сохранилась доселе легенда о том, что, якобы, в XVII веке местный купец Селев Яков решил построить деревянную башню выше церковного креста. И когда строение было уже завершено, случилась страшная гроза. Молния ударила прямо в верхнюю часть, башня запылала огнём и сгорела до основания.

  В те времена называли Удорским рубежом участок от верховья Мезени до деревни Разгорт, входящий в состав территории Глотово-Слободки. Однако, смысловой подтекст в большей степени относился к деревне Буткан, ибо от неё осваивались основные промыслы земель Кослана.

  Но деревня Разгорт значилась как приграничный сторожевой рубеж и по реке Мезень, и по идущему тракту до реки Вашка (селение Вендинга). Каких-то дорог по суше больше не было, как не было в средней части Мезени вплоть до середины XVII века и иных постоянных поселений.

  А когда, чуть позже, прорубили Ижемский и Турьинский тракты, Кослан, благодаря наибольшей доступности до Яренского уезда, потенциально становился центром Удорского края, и в большей степени стараниями Вологодской епархии. Увы, как ни странно, Важгорт отошёл на второй план. Таким образом, Российская Империя в XVII веке обрела на Севере двадцать шестую часть территории с Гербом червлёной лисицы, название которой - Удорский край. И ныне село Кослан, как районный центр, при всех изменениях остаётся не только административным, культурным «долгожителем», а ещё и историческим поприщем в становлении земли Удорской. Алексей ВУРДОВ, писатель.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Выборы