Версия для слабовидящих Последний номер: 11 Декабря 2018 года
16+
газета республики Коми

«На своих занятиях я вижу потребность помогать другим»

0 921 Общество

Светлана Лаптева работает в проекте «Спорт вместе. По-настоящему!» КРО ВОИ с марта 2016-го. За это время педагог по физической культуре провела занятия по физической активности, уроки параспорта, участвовала в парафестивале. Сейчас Светлана проводит инклюзивные тренировки в МУДО «Дом детского творчества» п.Усогорск Удорского района.

  «Для меня эта работа не новая, я давно веду группу ребят с различной степенью инвалидности. Среди них и дети с ДЦП, и с нарушением интеллекта. В то же время я проводила занятия и со здоровыми ребятами. В общем, в какой-то момент мне просто посчастливилось объединить то и это. Мы занимаемся такими играми, как бочча и настольные игры - это нечто новое для детей, им интересно хотя бы из-за новизны. Это может показаться удивительным и даже странным, но дети без инвалидности сами приходят ко мне в инклюзивную группу и говорят, что хотят заниматься. Почему приходят? Дети с инвалидностью приходят, конечно, не ради спортивных побед, они приходят ради общения. Дети без инвалидности -хороший вопрос... Я думаю, что они не просто за общением, они за дружбой приходят.

  В этом возрасте они не различают друг друга на уровне наличия здоровья. Им дружба важнее. Они пока еще не рассуждают - «такой» человек или «не такой», они пока еще на равных, им пока еще хочется быть в одной команде с «моим другом», а не с «инвалидом».

  Еще ими движет желание помочь. Сейчас много говорят и пишут о жестокости и равнодушии детей, но на своих занятиях я вижу нормальную потребность помогать другим. Чтобы там ни говорили, но дети меняются в сторону человечности. Это не видно, потому что такие перемены происходят или в маленьких городах, или в сельской местности.

  В деревнях живут добрые дети. У нас на селе, по крайней мере, это так. Не было такого, чтобы в ребенка с инвалидностью пальцем ткнули. У нас Артура в школу возили на коляске, так к нему после школы дети в гости приходили, уроки с ним делали, помогали на прогулку выходить. Ребята даже уважали его, потому что он больше знал и лучше учился. Я - учитель физкультуры. Случился в моей жизни такой момент, когда я ушла из спортивной школы и начала заниматься с детьми-инвалидами. Эта ниша была никем не занята, и мне казалось, что я там уже кое-что знаю, и кое-чем могу помочь. Когда начала работать в доме детского творчества по адаптивной физической культуре, прошла курсы и получила квалификацию, допускающую работу с такими детьми.

  У меня впервые появились дети с ДЦП - Кристина и Артур. Потом все это вылилось в оздоровительный лагерь. Это осознанный выбор. К тому же на тот момент поступило предложение от администрации района - начать работать дополнительно с детьми с инвалидностью. Я сказала, конечно, что хочу попробовать. Мне тогда было 47. К тому времени, когда я стала учителем года, у меня было кредо: «Не навреди». А потом оно изменилось в «Помоги».

  Я помогаю всем, чем только могу. Наверное, все даётся оттуда, и к этому ведет. На курсы по работе с детьми с инвалидностью отправляли многих, но никто не остался. Осталась - я... Без соревнований, не могу. Тут дети соревнуются, но с ними по-своему очень интересно. Ты находишься в гуще событий, в гуще их успехов и огорчений. Когда ребенок огорчается, ты кладешь руку на плечо и говоришь, что все равно это было здорово, даже если ты не оказался на пьедестале. Они сначала вообще не верят, что смогут участвовать в соревнованиях, а потом просятся на следующие.

  Для педагогов отдельно скажу. Я столкнулась с этим, когда мы открывали лагерь. Некоторые педагоги, увидев ребенка с особенностями, закрываются. А ведь с такими детьми очень интересно. Не нужно их бояться. Здесь больше любви от детей, которых достаточно просто взять за руку, чтобы они растаяли душой и стали твоими. Это намного интереснее, чем с обычными детьми, которые избалованы вниманием, своими успехами и достижениями, большим количеством педагогов и разными системами образования и воспитания. Попробуйте».

Ольга АВДЕЕВА.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ