Версия для слабовидящих Последний номер: 20 Ноября 2024 года
16+
газета республики Коми

Наталья Якимова: Минобрнауки Коми занимает твёрдую позицию сохранить изучение коми языка в школах в полном объеме.

0 1042 Общество

В 2021-2022 учебном году более 30% учащихся школ региона изучают родной и государственный коми язык, свыше 85% обучающихся изучают учебные предметы этнокультурной направленности. Проекты новых федеральных государственных стандартов предполагают сокращение учебных часов, что очень волнует общественность. Министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Якимова рассказала, что ожидает наши школы в плане реализации образовательных программ по родным языкам.

- Наталья Владимировна, какова позиция министерства в вопросе изучения коми языка?

- Республика Коми – неотъемлемая часть российского государства с уникальным духовным и историко-культурным наследием не только коми народа, но и других народов, для которых Коми край стал родным. Сегодня ключевая роль в сохранении коми языка принадлежит системе общего, дополнительного, профессионального образования.

При реализации образовательных программ по родным языкам важно сохранить преемственность, передавая из поколения в поколение накопленный языковой потенциал.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми занимает твёрдую позицию сохранить изучение коми языка в школах в полном объеме. Об этом мы заявили во время расширенного заседания МОД «Коми войтыр», на котором ответили на вопросы общественности.

- Расскажите, как развивались события с проектами новых федеральных стандартов, которые вызвали столько вопросов?

- Республика Коми одним из первых регионов активно включилась в обсуждение проектов примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Проекты ФГОС были опубликованы 10 января 2022 года. Уже на следующий день, 11 января, по инициативе Минобрнауки Коми началось открытое профессиональное обсуждение предлагаемых со стороны федерации изменений.

- В предложенных Программах количество учебных часов, отводимых на изучение родного языка и родной литературы, составляет 1-2 часа в неделю на уровне начального общего и основного общего образования. Вместе с тем сейчас на территории Республики Коми на изучение родного коми языка и родной коми литературы в общеобразовательных организациях республики отводится от 3 до 5 часов учебной нагрузки в неделю в зависимости от класса и уровня общего образования.

На сайте Коми республиканского института развития образования была размещена информация и ссылка с приглашением к обсуждению представленных проектов программ. Принять участие в обсуждении могли все. Что касается педагогов республики, то возможность и необходимость их участия в обсуждении проектов была представлена в рамках ряда мероприятий (информационные сессии, совещания, республиканских просветительских мероприятий и т.д.).

- В федеральном центре знают о позиции профессионального сообщества Республики Коми по этому вопросу?

- Вопросы и замечания со стороны профессионального сообщества Республики Коми были направлены в Институт стратегии развития образования Российский академии наук. Кроме того, по итогам обсуждения в адрес Минпросвещения России Минобрнауки Коми дважды были направлены письма с предложениями пересмотреть объем учебной нагрузки на изучение учебных предметов предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература на родном языке».

- Как сейчас обстоят дела с изучением коми языка и предметов этнокультурной направленности? Сколько школьников их изучают?

- В 2021-2022 учебном году более 30% обучающихся региона изучают родной и государственный коми язык, свыше 85% обучающихся изучают учебные предметы этнокультурной направленности. Обеспечивают реализацию учебных предметов по коми языку 559 учителей коми языка и литературы. В регионе ведется подготовка профессиональных педагогических кадров, разрабатываются и издаются новые учебники и учебно-методические пособия. Средний объем средств, предусмотренных на приобретение учебников (учебных пособий) этнокультурного содержания, составляет более 3 млн рублей ежегодно.

- Каковы промежуточные решения, принятые министерством до утверждения новых федеральных стандартов?

- На данный момент Минобрнауки Коми разработаны варианты учебных планов для общеобразовательных организаций республики, обеспечивающие сохранение в полном объеме часов, отводимых на изучение учебных предметов предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература на родном языке».

Анна Сергеева.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ