Версия для слабовидящих Последний номер: 26 Апреля 2024 года
16+
газета республики Коми

Владимир Уйба: «Хочу, чтобы для вас Республика Коми стала лучшим местом на земле!»

0 647 Общество

Руководитель региона рассказал о ценностях, на которых строится политика государства. А дети расспросили Владимира Уйба о том, чем он увлекался в школьные годы, где работал раньше, каким видит будущее Республики Коми, а также поинтересовались, какие предметы нужно изучать, чтобы стать Главой региона. Пресс-служба Главы Республики Коми публикует выдержки беседы Владимира Уйба со школьниками

Ценность заботы о детях и старшем поколении

В нашей работе много приоритетов. Самый главный приоритет – это вы, дети. Если страна не заботится о детях, то у нее нет будущего. Есть и другая сторона: если страна не заботится о пожилых, то это страна без прошлого. Наши пожилые люди – наши корни. Именно они сосредоточивают в себе мудрость и знания. На Руси испокон веков с уважением относились к пожилым, причем не только к своим дедушкам и бабушкам.

Наш Президент Владимир Владимирович Путин 9 ноября 2022 года подписал Указ №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Очень важный Указ. В России общечеловеческой ценностью является семья. Причём традиционная семья, где мама – это мама, папа – это папа, где ребёнок живёт счастливо, и страна о нём заботится.

В последние годы – могу это точно сказать – много внимания уделяется детям. Очень много средств направляется на оснащение пространств, где дети живут, растут и учатся. Это касается и летнего отдыха, и учебного процесса. Я, как Глава республики, и Правительство республики делаем очень много для того, чтобы вы росли в радости, чувствовали себя ничем не обделенными, независимо от того, где вы живете – в городе или на селе.

В 2023 году мы сдали более 10 школ после капремонта, построили совершенно новые две школы – в сёлах Объячево и Усть-Ижма. На подходе ещё несколько школ. И это делается не потому, что у нас так много денег, и не потому, что нам не нужны другие объекты, а потому что это приоритет государственной политики. Это имеет особую значимость и для Президента, и для меня, как Главы республики.

У меня есть чёткое понимание: если в каком-то населённом пункте есть проблема со школой или детским садом, значит их там надо строить. Пусть даже если это экономически невыгодно. Но там есть дети, есть родители, которым это учреждение очень нужно. Например, мы строим детский сад в посёлке Озёрный в Печорском районе. Посёлок малюсенький. Два года назад я туда поехал, меня окружили мамы, пожаловались, что их детский сад в аварийном состоянии. Там всего 20 деток, но мы для них строим детский сад. Забота о детях и пожилых – это лицо государства. Если о них не заботятся, это лицо злое. А у нашего государства сердце и лицо добрые.

Ценность сохранения памяти о героях

Сейчас непростой период у нашей страны. Идет специальная военная операция. Наши ребята, в том числе из Нового Бора, сражаются очень отважно. К сожалению, многие гибнут, но гибнут геройски, с честью. У нас только из Усть-Цилемского района уже есть два Героя России! Оба совершили героические поступки, награждены посмертно.

Капитан Владимир Николаевич Носов вывел из окружения свою роту без потерь, но получил сигнал, что вторая рота из его полка окружена и несёт потери, её уничтожают. Он без приказа поднял свою роту и контратакой с тыла отбросил противника, вывел вторую роту, но, к сожалению, когда выводил, погиб от вражеской пули.

Подполковник Иван Владимирович Поздеев командовал полком, но тем не менее, в похожей ситуации, когда нужно было выводить роту из окружения, возглавил штурмовую группу, ударил по тылам противника, разбил их, но, когда выводил ребят, вражеский снайпер, понимая, что он – командир, убил его.

У нас есть ещё два Героя России. Молодой парень, ефрейтор Александр Александрович Власенков уже в 17 лет стал чемпионом мира по рукопашному бою, а погиб в 24 года. Пошёл на фронт добровольцем после армии. Совершил такой же подвиг, как Александр Матросов в Великую Отечественную войну. Его группа взяла опорный пункт врага, но из дзота закричали, что сдаются, вывесили белый флаг. Александр шёл впереди, и когда ребята подошли вплотную, враги из дзота открыли шквальный огонь. Он закрыл дзот собой, а его бойцы успели перегруппироваться, забросать противника гранатами и овладели точкой. Но Александр Александрович погиб.

Четвёртый наш Герой России – старший матрос Олег Александрович Шипицин. Родился в Ухте, потом родители увезли его на Алтай. Оттуда он уходил в армию и на СВО. Но поскольку он уроженец нашей республики, мы взяли на себя почётную миссию – установить в Ухте памятник Герою. В боях за освобождение города Мариуполя Олег Александрович оказался в окружении украинских войск. Шансов выйти к своим, не попав в плен, у него не было, и тогда старший матрос, подпустив ближе врагов, взорвал себя гранатой.

Кроме того, у нас есть два Героя Республики Коми – майор Виталий Петрович Лифенко и младший сержант Анатолий Максимович Хлобыстов, которые тоже отважно сражались и отдали свои жизни за Родину. То есть в Республике Коми шесть героев, награждённых посмертно.

Я стараюсь каждый месяц выезжать к ребятам на передовую, встречаюсь с ними, передаю им оборудование, квадрокоптеры, генераторы, тепловизоры, автомобили, обмундирование и, конечно, передаю письма от детей – не их собственных, а от детей из Республики Коми. И если у вас есть желание, напишите нашим военнослужащим о жизни вашего населённого пункта, о тех земляках, кто там воюет. Я с удовольствием ваши письма передам. Когда привожу на передовую очень важное для наших бойцов снаряжение, они в первую очередь не на это снаряжение смотрят, а берут детские письма. Всегда спрашивают: «Привезли письма?»

Вопросы от школьников и ответы Владимира Уйба

Арина, 6 класс: Работали ли Вы на обычных работах? Если да, то на каких?

Владимир Уйба: Да. Главами сразу не становятся. В 1976 году я окончил 10 классов, а в 1982 году – Свердловский государственный ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт и два года работал просто врачом. Затем меня пригласили главным врачом в закрытый город – закрытое административное территориальное образование, где находилась атомная станция. Я отработал там 15 лет.

Потом меня пригласили в Москву, в Федеральное медико-биологическое агентство. Сначала на должность заместителя, а потом я его возглавил. Проработал руководителем почти 20 лет, и был переведен в Министерство здравоохранения России на должность заместителя министра. Но там поработал совсем немного – 2 месяца. Затем меня пригласил Президент Владимир Владимирович Путин и сказал, что нужно ехать в Республику Коми, и в случае, если народ меня выберет, работать Главой.

Ефим, 8 класс: Чем Вы в детстве занимались в свободное время?

Владимир Уйба: Вы знаете, свободного времени в детстве не было. В принципе, и у нынешних школьников так же. Нужно и уроки сделать, и в секции сходить. Я попробовал себя в очень многих видах спорта – это и борьба, и бокс, и легкая атлетика, и лыжи. Кроме этого, я с 8 лет активно занимался служебным собаководством, увлёкся. Возможно, из-за того, что было много фильмов про пограничные заставы и служебно-розыскных собак.

Если сейчас на рынке или по объявлению можно купить щенка любой породы, то, когда я был ребенком, сделать это было невозможно. Можно было только заниматься в клубе служебного собаководства. Сначала тебе, как будущему собаководу, нужно много изучить: как щенка воспитывать, кормить, лечить, дрессировать и так далее. Нас учили два года, мы сдавали экзамены с тем, чтобы получить право на покупку щенка служебной породы. И, когда мне было 10 лет, мне купили этого щенка, и я стал собаководом. А с 14 лет стал инструктором-собаководом. Сдал специальные экзамены. Уже я учил ребят, и они уже мне сдавали экзамены. А в 16 лет я уже судил ринги, как судья служебного собаководства. Для 16-летнего мальчишки это был высокий уровень.

В детстве очень много времени уходило на спорт и на служебное собаководство. День складывался так: в 6 утра вскакивал, брал Джина, выгуливал до школы, потом прибегал в школу, из школы – домой, снова выгуливал, кормил собаку и бежал на секцию. После секции прибегал, брал собаку и снова выгуливал, тренировал. В выходные вообще по полдня этим занимался. Все время было расписано.

Дарья, 6 класс: Какие предметы надо сдавать, чтобы стать Главой Республики Коми, какое образование получить? И что Вам больше всего запомнилось из школьной жизни?

Владимир Уйба: Из школьной жизни больше всего запомнились яркие моменты, связанные с какими-то победами. А это школьные олимпиады или школьные соревнования – они тоже у нас были. Были игры по типу «КВН», «Умники и умницы». И когда ты побеждал сам или в команде, конечно, это запомнилось. И, безусловно, выпускной. Для любого школьника выпускной – это событие, которое остаётся в памяти на всю жизнь.

Когда ты учишься в школе, всегда хочется быстрее уйти в самостоятельную жизнь – в институт поступить, в колледж, техникум. Но когда ты вырастаешь и поступаешь, то понимаешь, что школа – такая классная пора! А когда заканчиваешь институт, потом кажется, что институт – самая классная пора.

Возвращаюсь к вопросу, как стать Главой. Сегодня Главой региона можно стать, получив профильное образование. У меня два высших образования. Я окончил медицинский институт, работал в здравоохранении, но, когда приехал в Москву, возглавил блок экономики. А для того, чтобы выполнять работу качественно, нужно профильное образование, поэтому я поступил очно-заочно в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Правительстве Российской Федерации. Сегодня знания по экономике и менеджменту мне очень помогают.

А вообще у нас в республике есть профильное учреждение – Коми республиканская академия государственной службы и управления. Кстати, далеко не в каждом субъекте есть такой профильный вуз. Там готовят управленцев, которые смогут работать либо главой муниципалитета, либо республики, либо заместителями. Если вы видите свою дальнейшую судьбу в качестве управленца, видите себя главой района или Главой республики, поступайте в нашу академию на факультет государственного и муниципального управления.

Ирина, 9 класс: Мы знаем, что Вы по образованию медик, а сейчас очень умело руководите нашим регионом. Вопрос: есть ли какие-то сходства между врачеванием и управлением?

Владимир Уйба: Сходств, наверное, много, но основное в том, что и во врачевании, и в управлении ты имеешь дело с человеком. В течение дня очень много общаюсь с простыми людьми. На мой мобильный номер мне звонит очень много людей по совершенно разным вопросам. Например, сегодня, пока мы ехали к вам в Новый Бор, мне позвонила девушка. Её дядя попал в плен на СВО, и она просила помощи. Другая девушка написала, что у её папы тяжёлое заболевание, и нужно срочно попасть на обследование, а они пока это сделать не могут. Каждый день – не меньше 10 обращений, и каждый день помогаю. В этом смысле есть схожесть между врачем и управленцем.

На самом деле, полученные знания – это навсегда. В наших вузах медицинские знания даются очень фундаментально. Я стал доктором наук, профессором, и это звание пожизненное. Буквально месяц назад, когда мы летали во Владивосток, выпал случай знания применить. Сел в самолёт, заснул, вдруг слышу – стюардессы забегали, кричат: «Врача, скорее!» Я, естественно, встал. У женщины была сложная ситуация – коллапс. Это практически кома, остановка сердца и дыхания, а кома – это смерть. Если ты не окажешь помощь, человек погибнет. Такая ситуация.

Очень хорошо, что на борту была хорошая аптечка, просто отличная. И чтобы спасти человека, всё было под рукой. Когда женщина пришла в сознание, она спросила: «Вы доктор?» Я сказал: «Когда-то им был». Она так на меня удивлённо посмотрела: «Что значит, когда-то были?» Я говорю, что когда-то был, а сейчас не занимаюсь врачебной деятельностью. Она спрашивает: «А кто вы сейчас?» Я отвечаю: «Сейчас я губернатор». Думал, она снова в коллапс впадет: «Губернатор? А как же вы тогда меня лечили?»

Вероника, 9 класс: В нашем районе Вы делали ремонт в школе, амбулатории, открыли центр для пенсионеров и инвалидов. Как Вы планируете дальше развивать наш район, будут ли какие-то новые проекты?

Владимир Уйба: Я не могу выделять какой-то район больше или меньше. Для меня важно развитие республики в целом. У нас 20 муниципалитетов, а с 2022 года, вы знаете, добавился 21 муниципалитет – шахтёрский город Ровеньки. Когда я езжу по республике, то, кончено, в каждом районе руководитель рассказывает, что у него надо сделать.

Расскажу о нескольких муниципалитетах. И начну с Воркуты. Там есть очень важный градообразующий объект - водовод, который пролегает 40 км по тундре. Причем диаметр трубы - метр. В советское время город был рассчитан на население в 250 тысяч человек, как сейчас Сыктывкар. К сожалению, он до таких масштабов не развился. А система водоснабжения уже сделана. Сейчас она износилась, пора менять. Владимир Владимирович Путин дал поручение выделить средства на реконструкцию водовода. Это одно из важных мероприятий.

Вторая задача – ремонт посадочной полосы в воркутинском аэропорту. В своё время аэродром Воркуты был одним из резервных мест для приземления советского многоразового космического корабля «Буран». Это уникальный аэропорт. Воркута очень нужна! Это форпост России в Арктике.

В каждом из муниципалитетов нужны дополнительные инвестиции. Очень важно, чтобы во все районы пришли инвесторы, а для них нужно создать условия, их нужно привлечь. Поэтому сегодня задача номер один для меня и для Правительства – привлечение инвестиций в республику, создание градообразующих предприятий. Они очень важны не только для того, чтобы развивать экономику республики, но и чтобы создавать рабочие места, в том числе, для молодежи.

Например, в Печору мы такого инвестора привлекли. Уже в 2024 году он будет строить дата-центр – огромное здание с серверами большой мощности, на которых будет храниться информация. Это будет высокотехнологичное здание, где будет работать примерно 100 очень продвинутых программистов. Стоит дата-центр 15 миллиардов рублей. Для сравнения, бюджет Усть-Цилемского района – 1,3 миллиарда. То есть на эти деньги можно год содержать 15 районов, и такие деньги вкладывает в республику частная компания.

Для привлечения инвесторов нужно создать очень большое количество условий. Например, у нас четыре муниципалитета относятся к сухопутной Арктической зоне, Усть-Цилемский район в том числе. Кроме этого еще Воркута, Усинск, Инта. В Арктических зонах существуют огромные преференции для новых производств.

Например, инвестор 5 лет не будет платить налог на прибыль и на имущество, а это огромные деньги, которые он сможет вкладывать в свой бизнес. Например, в Инте мы в этом году запускаем уникальный завод по производству карбида и ферросплавов. До этого мы получали карбид и ферросплавы из Китая и Казахстана. А сейчас мы на треть сможем обеспечить наши предприятия собственным сырьём. Инта впервые за 20 лет получила градообразующее предприятие!

Такие же производства нужны в других районах. Над этим работаем. Построить школу и больницу важно, мы и дальше это будем делать. Это создаёт для граждан более комфортные условия, но не даёт инвестиций. А инвестиции и новые производства сразу повлекут экономическое развитие республики. Это очень важная работа. У нас в запасе более 10 инвестиционных проектов, которые уже проработаны. Наша задача – создать градообразующее предприятие в каждом муниципалитете, чтобы вы, заканчивая институты или колледжи, чётко знали, что уезжать никуда не надо, есть условия на малой родине. Чтобы вы здесь пригодились, в республике, а не искали лучшей доли на другой стороне.

Елизавета, 9 класс: Мы живем в Заполярье. А Вам нравятся наши заполярные белые ночи? И как называется Ваша малая родина?

Владимир Уйба: Заполярные летние ночи мне очень нравятся. Но мне не очень нравятся заполярные холодные зимы. А малая родина у меня – город Шадринск в Курганской области. Туда меня мама увезла из Омска через неделю после моего рождения. Там зимой до -30, а летом до +40. Полина,

6 класс: Какой Ваш самый любимый предмет в школе, почему?

Владимир Уйба: Любимый предмет – это любимый педагог. Если педагог любит свой предмет, то вы точно его полюбите, у вас шансов не будет. У меня любимым предметом была биология. Если бы была оценка 10, то у меня было бы за этот предмет 10.

Хочу вам пожелать, чтобы к 9 классу вы уже точно понимали свою будущую любимую профессию, чтобы понимали, кем хотите стать, к чему лежит душа, и чем вы хотите заниматься. А получив эту специальность, остались в республике. А мы будем делать всё, чтобы республика стала для вас лучшим краем, и вы создали здесь свои семьи, родили деток здесь, в республике, и чтобы для них республика тоже стала лучшим местом на земле!



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ