Версия для слабовидящих Последний номер: 19 Апреля 2024 года
16+
газета республики Коми

Боевые подвиги и фронтовые будни гвардии сержанта Ивана Павлова

0 1105 Общество

В год 70-летия Великой Победы всё чаще и чаще вспоминаю своего деда, участника Великой Отечественной войны Ивана Николаевича Павлова, для которого война началась 24 июня 1941 года, а закончилась тяжёлым ранением 26 марта 1945 года.

  Возможно именно это ранение (минный осколок попал в затылок) лишило его возможности пожить дольше - дедушка умер в 1988 году, а меня - в более зрелом, осознанном возрасте пораспрашивать его о боевых подвигах и фронтовых буднях. Детская память сохранила тёплые, сильные руки деда, когда меня брал на руки и сажал в лодку - каждое лето дедушка встречал нас с мамой и маленьким братом в Глотовском аэропорту, а потом вёз на деревянной лодке с мотором «Ветерок-8» в деревню Кучмозерье, где и жил мой дед всю жизнь, за исключением годов военного лихолетья. Помню, как устраивала в его доме концерты. Из всех комнат тащила стулья и табуретки, усаживала своих благодарных слушателей - дедушку с бабушкой, маму, братика, тётю. Все они дружно хлопали самозваной «артистке», а меня просто распирало от гордости.

  Дедушка вставал рано, и пока бабушка хлопотала возле русской печки, успевал отстружить несколько досок для новой лодки, которые он мастерил каждое лето. Чтобы позвать его к завтраку, взрослые говорили брату Алёше, которому не было ещё и двух лет, иди, мол, крикни дедушке в окошко. Тот залезал на диван и в открытое окно что есть мочи кричал: «Дедик! Дедик!» А вот дедушка поднимается с берега, идёт с тяжёлыми припасами, а я бегу следом вприпрыжку. Пришёл почтальон, принёс его любимую газету «Красная звезда». Подолгу я рассматривала военные и юбилейные награды дедушки, и почему-то больше всех мне нравилась медаль «Ветерану Карельского фронта». А потом похороны, слёзы мамы... Вот и всё, что осталось в памяти.

  Мой дальнейший рассказ целиком составлен из воспоминаний детей моего дедушки. Родился и вырос И.Н.Павлов в бедной крестьянской семье в маленькой деревне Кучмозерье, на берегу глубоководной реки Йирва. Учиться ему довелось совсем мало, всего 4 года. Родители из-за отсутствия средств не могли учить его дальше, в Глотово и двенадцатилетний паренёк вместо школы идёт с отцом в лес, становится добытчиком. Повзрослев, вступил в колхоз, несколько раз сплавлял лес по Мезени. В сентябре 1940 года пришла пора Ивану Павлову идти на службу в Красную Армию: «День был яркий, солнечный. Вокруг все было красиво и светло. Почти вся деревня собралась в доме. Много было напутствий сказано в этот день. Здесь же были и все родные. Провожали с плясками, песнями до соседнего села. Остались позади родимый дом, отец, мать. Осталась родная парма, где я не раз ходил на охоту. И мог ли я тогда подумать, что пять с лишним лет не переступлю порог родного дома», - писал Иван Павлов в своём дневнике, который умудрился вести всю войну. Как жаль, до слёз обидно, что дневник не сохранили, был утерян во время строительства нового дома.

  Сильный, выносливый, закалённый многодневными походами по родной парме, красноармеец Иван Павлов легко втянулся в солдатскую службу, в один из марш-бросков при полном боевом комплекте первым пришёл к финишу, обогнав всех командиров.

  - Война застала меня на острове Кильдин, в 120 километрах от Мурманска. Гитлеровцы в ожесточённых боях рвались к Мурманску - нашему единственному в Заполярье порту, который имел выход в океан и был связан с железной дорогой. Немцы бросили на Кольский полуостров свои отборные части - горно-егерские войска, которым Гитлер в 1940 году при взятии города Нарвика в Норвегии присвоил титул героев Нарвика. Но они встретили яростный отпор советских пехотинцев и моряков. Рота, в которой я был пулемётчиком, попала в пекло боёв, - эти воспоминания Ивана Николаевича когда-то записали его дочери. - «Воздух!» - прозвучала команда. На транспортное судно, на котором находился советский десант, летело 12 фашистских бомбардировщиков. Они делали заход за заходом. Прогремели ружейные и пулемётные выстрелы, со зловещим воем чёрные бомбы падали в море, далеко от цели. Это было моё первое боевое крещение, и было это 19 июля 1941 года. В ночь на 2 августа 1941 года немцы пошли в наступление. Слышалась пьяная немецкая ругань. Высота, которую несколько дней назад с большим трудом заняли наши солдаты, находилась с правой стороны губы Ура. Везде были только белые камни и звёздное северное небо. Бойцы приготовились к встрече врага. Я со своим пулемётом залёг меж двух камней. Отсюда всё было видно, как на ладони. Все ближе подходят немцы. Вот уже 300, 200, 100 метров. И вдруг режущая слух команда: «Огонь!» Первая цепь немцев залегла. Тут я со своим ручным пулемётом был засечён немецким пулемётчиком. Пули с визгом свистели над головой. Мой пулемёт был повреждён. Пока менял ствол, прятался за камнями. Немецкий пулемётчик, заметив, что мой пулемёт замолчал, встал во весь рост и пошёл прямо на меня. Не успел пройти и несколько шагов, как был сражён пулемётной очередью.

  В это время немцы подошли уже близко. Вдруг что-то горячее кольнуло в руку. Я понял, что ранен, но мой пулемёт не переставал бить по немцам. После безуспешных попыток взять высоту немцы были вынуждены отступить. И ещё один бой, но уже наступательный, перед ротой была поставлена задача взять сопку, где хозяйничали фашисты. «Немцы заметили наше продвижение и решили окружить. Мы спрятались за большими валунами и отстреливали фашистов поодиночке. Командир роты Иван Михайлович Токарев убил 15 фашистов. Мне же удалось пристрелить главного, обер-лейтенантом оказался. Позже в его карманах нашли важные документы». О зверствах фашистов дедушка знал не понаслышке: «Взяли мы сопку, которую до нас защищали моряки. Все они были убиты, и немцы вырезали у них внутренности. От увиденного с нашими солдатами случился шок. Когда немцы вновь попытались взять сопку, весь их взвод был уничтожен полностью».

  В 1942 году Иван Павлов обучался в полковой школе, получил звание сержанта, стал командиром отделения, а затем исполнял обязанности заместителя командира взвода. Он одинаково хорошо владел автоматом и пулемётом, пройдя всю войну, так и не пристрастился к курению, менял табак, который им выделяли, на сахар. После освобождения Советского Заполярья мой дед, уже гвардеец прошагал дорогами войны, освобождая Норвегию, Польшу, закончил свой боевой путь в Германии. В феврале этого года моему дедушке исполнилось бы 94 года. Именно в эти февральские дни - видимо, где-то есть высшие силы, (до этого долго искали, но не могли найти) зайдя на сайт «Подвиг народа» я наконец увидела пожелтевшие листочки с описанием подвигов деда.

  Первым орденом Красной Звезды Иван Павлов был награждён 11 сентября 1944 года. Читаю, а слёзы из глаз катятся и катятся. «Тов. Павлов участник всех боёв полка на Мурманском направлении, в которых был дважды ранен. 13 марта 1943 года при действии вклинившегося в районе обороны 3 стрел. роты на выс. «Глаз» с целью захвата пленного противника, тов. Павлов со своим отделением выдвинулся из своей огневой точки в фланг наступавшей группы противника, огнём из ручных пулемётов и автоматов заставил противника откатиться с потерями для него. В этом бою тов.Павлов лично уничтожил 3-х гитлеровцев. В частной операции полка, проведённой с 26 по 28 апреля 1944 года, в районе высоты противника 173,7 тов. Павлов со своим отделением незаметно достиг проволочного заграждения противника и первым ворвался в траншеи, уничтожив огневые средства, обеспечив продвижение вперед соседним отделениям. Будучи при этом ранен, не покинул поля боя до следующего тяжёлого ранения».

  Уже через два месяца - 10 ноября 1944 года Ивана Павлова награждают орденом Отечественной войны II степени: «Тов. Павлов в наступательных боях на Киркинесском направлении 25 октября 1944 года со своим отделением на плотах из подручного материала, бочках, ящиках, несмотря на сильный артиллерийский, миномётный и ружейно-пулемётный огонь противника, форсировал залив Баренцева моря Бек-Фьорд и выйдя на левый его берег, преодолев проволочное заграждение, атаковал огневую точку противника, мешавшую форсированию залива соседним отделениям». Ещё один орден - Красной Звезды, 6 апреля 1945 года был присужден за бой за деревню Зенцлов: «Тов.Павлов 5.3.45 г. в бою за деревню Зенцлов первым ворвался с фланга в деревню и завязал уличные бои, где уничтожил со своим отделением 2 пулемётные точки противника и 15 гитлеровцев. В бою 7.3.45 г. т.Павлов со своим отделением на станции Гуменц подбил 2 автомашины с боеприпасами и уничтожил 10 фашистских солдат и офицеров».

  Эти ордена моего геройского деда сегодня бережно хранят его дети. Жаль, не сохранились медали «За оборону Советского Заполярья» и «За Победу над Германией в годы ВОВ 1941-1045 годов», которые сам же и отдал деревенским мальчишкам на блёсна. Стоит в Кучмозерье дом, построенный дедушкиными руками, а на новом обелиске, установленном в деревне на деньги, собранные, как говорится, всем миром, выбито и имя Павлова Ивана Николаевича. Простого коми солдата, солдата-победителя.

Любовь ВАНЕЕВА.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Выборы