Версия для слабовидящих Последний номер: 18 Мая 2020 года
16+
газета республики Коми

«Я всегда буду ездить в эту полевую школу»

0 487 Общество

Завершились занятия детской Летней полевой школы, организованной в деревне Кривушево на Йирве - притоке Мезени - Фондом «Серебряная тайга» совместно с Домом детского творчества поселка Усогорск и при участии республиканского Центра по ООПТ (ГБУ РК «Центр по ООПТ»).

Главной задачей школы, по мнению её инициатора и руководителя Николая Шилова, было заинтересовать школьников - растущее поколение удорцев - «рыбной» тематикой, потому что ихтиологов - специалистов, умеющих работать с рыбой, в Удорском районе, да и в республике в целом - единицы.  Это сказывается и на общей ситуации с управлением рыбными ресурсами, и на результативности инициатив по рыборазведению. Разумеется, нет соответствующих специалистов и у местного кооператива «АгроУдора». Иными словами, инициатива полевой школы преследовала долговременные профориентационные цели. Но не только.

Школьники - учащиеся 5-6 классов Усогорской школы - получили возможность провести часть своих летних каникул с большой пользой для себя: дни, проведённые в деревне, на природе, рядом со взрослыми, готовыми щедро делиться своими знаниями и навыками, оказались насыщенными интересными встречами с наукой ихтиологией, практическим знакомством с природой одного из интереснейших притоков Мезени, с историей старинной деревни Кривушево, совместным активным отдыхом.    

Почему выбрали для размещения полевой школы Кривушево? Там, на Кривушев-ты, находится рыбопромысловый участок местного кооператива «АгроУдора», где можно было наглядно проследить лов, пообщаться с рыбаками, где есть все возможности для практических занятий непосредственно в природе.

Размещались ребята по договоренности с местными жителями - членами «АгроУдоры» - в большом деревенском доме, где хватало места и для ночлега, и для тех занятий, которые предполагали использование компьютерных презентаций и фильмов, а потому проводились в помещении. Впрочем, таких занятий было совсем немного. Основную информацию и практические навыки исследовательской работы ребята получали на природе, на открытом воздухе.

Со школьниками занимались эколог «Серебряной тайги» Николай Шилов и старший эксперт отдела экологического просвещения ГБУ РК «Центр по ООПТ» Елена Фролова. Кроме того, ребята встретились с ихтиологом ФГБУ «Комирыбвод» Алексеем Политовым, от которого узнали, чем занимается эта организация, почему нужно восполнять рыбные ресурсы и как человек может содействовать сохранению и воспроизводству ресурсов реки. Но больше всего ребятам понравились, конечно же, практические занятия. Ведь даже небольшой ручеёк - это окно в незнакомый загадочный мир, населённый множеством интересных существ, а тут - целое огромное озеро!

Школьники изучали бентос - «придонное население» прибрежных участков Кривушев-ты, узнали, что качество воды можно оценить с помощью биоиндикации - по наличию в водоёме тех или иных видов растительного и животного мира. Они научились определять возраст рыбы по чешуе и выяснили, зачем нужен мониторинг рыбных ресурсов. Они встречали рыбаков из «АгроУдоры» с уловом и задавали им множество вопросов, на которые те охотно отвечали.

Вообще, надо сказать, интерес и расположение были взаимными. Члены кооператива - уроженцы Кривушево Иван Васильевич и Степан Васильевич Политовы, в родовом доме которых школьники размещались, Олег Ильич Кривушев, Леонид Витальевич Павлов и другие охотно общались с ребятами, показывали традиционные орудия лова, рассказывали об особенностях деревенской жизни, о промыслах местных жителей…

Особенно понравилось школьникам путешествие по этноэкологической тропе, проводниками на разных этапах которой были и экологи, и местные жители.   Кстати, этот маршрут, на котором можно было познакомиться и с интересными природными объектами в окрестностях деревни, и с самой деревней, разработали школьники вместе с руководителем Еленой Фроловой в рамках одной из исследовательских работ. Этот маленький исследовательский проект так и назвали - «Этноэкологическая тропа».

Свои исследовательские проекты были у всех участников летней школы. Разбившись на группы, ребята вместе с руководителями разрабатывали такие темы как «Рыбопромысловый мониторинг на РПУ», «Бентос и оценка качества воды», а также помогали в проведении опроса местных жителей по оценке долговременного воздействия лесозаготовок на водные объекты. Свои исследовательские работы школьники презентовали местным жителям в последний день полевой школы.

В этот же день они показали и спектакль по сказке «Теремок», который репетировали вместе с руководителями Еленой Фроловой и Надеждой Морозовой в свободное от занятий время здесь же, в Кривушево. Надежда Морозова, заведующая отделом Дома детского творчества посёлка Усогорск, воспитанники которого как раз и занимались в полевой школе, считает, что первый опыт летней экологической школы удался. - Николаю Ивановичу и Елене Андреевне удалось увлечь детей занятиями, и это говорит о многом, потому что в погожие летние деньки обычно много других соблазнов. Здесь же ребята занимались с удовольствием и по-настоящему полюбили своих педагогов, буквально по пятам за ними ходили…

Николай Шилов, говоря о своих подопечных, пяти-шестиклассниках Усогорской школы, отмечает, в свою очередь, их хорошую подготовку, хорошие базовые знания, полученные благодаря школьному учителю. Есть в удачном первом опыте полевой школы и заслуга Надежды Степановны Морозовой, ведь именно на ней была организация быта, она вместе с детьми - дежурными - готовила и кормила всех. При этом - в ходе совместных дел по «хозобеспечению» - не забывала и о воспитательной роли полевой школы.  

В заключение - несколько откликов детей: «Мне очень понравилось в деревне Кривушево. Я узнала много нового. Мне понравилось больше всего, что вечерами все могли собраться вместе и обменяться своими впечатлениями. Трудно было сначала, все были не знакомы друг с другом. А когда познакомились, время пролетело незаметно. Я пожелаю, чтобы каждый год был, как этот». «Мне понравилось всё, а особенно - как мы резали щуку и как ехали на лодке. Не понравилось держать в руках половую тряпку (мыть полы)».

«Мне очень понравилось, когда мы были на экскурсии. Мы видели вещи, которым сто лет, и ходили до старинной мельницы».

«Мне понравилось, как мы ходили на экскурсию по всей деревне и к Мельница-ёль».  

«Было очень клёво! Мне понравилось. Я в восторге! Мне было трудно делать исследовательскую работу. Ну и трудно уезжать, прощаться с Николаем Ивановичем и Еленой Андреевной, и мне было трудно сдерживать свои эмоции. Моё пожелание им: быть всегда такими креативными, позитивными, ответственными, уверенными, клёвыми, открытыми, свободными… Продолжайте делать, создавать полевые школы. Я обязательно приеду во второй раз, ну и в третий, и в четвёртый, и т.д. Я буду по всем скучать!».

«Вся экспедиция была самая интересная! Я даже не хочу уезжать. Елена Андреевна, Николай Иванович, Надежда Степановна мне очень понравились, но больше всего мне понравилось заниматься с Еленой Андреевной. Самое интересное из всего, что было за эти дни – это маршрут, спектакль, презентации и все занятия за 6 дней. Я очень хочу приехать сюда ещё раз. Я всегда буду ездить в эту полевую школу. Я желаю, чтобы было ещё много экспедиций». «Я хочу пожелать, чтобы Шилов Николай Иванович на следующий год организовал такую же летнюю школу и пригласил нас!!! Уроки проводились замечательно!». Валентина Семяшкина. Фото Надежды Морозовой и Николая Шилова.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
100 лет журналистике Год культуры в Республике Коми 2018 Спиридонов