Версия для слабовидящих Последний номер: 18 Мая 2020 года
16+
газета республики Коми

Жить для людей

0 661 Общество

Уверена, что не я одна, но и все учителя и ученики Бутканской средней школы запомнили тот первый день сентября 1997 года, когда, войдя в школу, увидели встречающую нас и улыбающуюся нам нового директора Елизавету Михайловну Шабанову.

  Конечно, учителя знали её, бессменного директора Усогорской начальной школы, еще в далеком 1992 году получившую почетное звание «Заслуженный учитель школ Коми Республики». Кроме того, она одной из первых в районе получила звание учителя-методиста. И еще Е.М.Шабанова имеет, может, и не редкое в нашем районе звание «Отличник народного образования Болгарии», и ей можно с гордостью носить на груди небольшой, но дорогой для нее значок когда-то братской республики.

  А в этом году на торжественной линейке, посвященной последнему звонку, по ходатайству школы, как человека, стоявшего у истоков школы п.Усогорск, вложившего огромный вклад в развитие образования, Елизавете Михайловне присвоили звание почетного жителя поселка. Елизавета Михайловна родилась 1 апреля 1946 года в д.Буткан и выросла здесь же, в обычной семье тружеников от земли, колхозников Михаила Егоровича и Марии Васильевны Цынгиных и была самой младшей из четырех дочерей. Благодаря мудрому, жизнестойкому характеру отца, неистощимому трудолюбию и железной воле матери-солдатки девочки выросли и прославили родителей своим трудом, делами своими и талантами.

  Старшая, Глафира, закончила Сыктывкарский сельхозтехникум и долгое время работала зоотехником. Затем закончила десятимесячные курсы воспитателей детского сада и до выхода на пенсию работала по этой специальности. За свой труд, за ответственность в работе ей присвоили звание отличника народного хозяйства.

  Вторая, Рая - ровесница и одноклассница нашего земляка, народного поэта Республики Коми А.Е.Ванеева, закончила Коми пединститут, работала всю жизнь учителем и заслужила звание почетного гражданина Республики Коми.

  Третья, Нина, закончила Сыктывкарское медучилище, практику проходила в родном Буткане. Ей присвоено звание отличника здравоохранения. Нельзя не отметить, что у всех сестер абсолютный музыкальный слух, что они очень талантливы, и у всех очень красивый, сильный и приятный голос. Я хорошо помню, когда мы готовились к 9 мая 1993 г., репетировали в актовом зале школы. Я была за пианино, аккомпанировала Елизавете Михайловне песню Я.Френкеля на слова Р.Гамзатова «Журавли». Когда, закончив репетицию, шла через школьную столовую, увидела повара и техничек наших, прислушавшихся к песне.

Поняв, что они удивлены, я спросила:

- Ну как? И услышала в ответ:

- Как всегда - хорошо!

- Так это же не я!

  Пела Елизавета Михайловна, наш директор!

Они все вместе в изумлении выдохнули:

- Директор?!

  Елизавета Михайловна с подготовительного по четвертый классы училась в Бутканской начальной школе, и учителем у неё была М.И.Гнездилова. Училась она отлично, всегда старалась помочь младшим. Закончив седьмой класс, она поступила в Сыктывкарское педучилище, конечно, на школьное отделение, т. к. у ней с детства была мечта - стать учителем. После окончания педучилища, начав работать в школе, она продолжала учиться, поступив на заочное отделение Коми пединститута.

  С 1988 г. Е.М.Шабанова работала директором Усогорской начальной школы. В нашем разговоре, она, как умелый, внимательный и умеющий сравнивать администратор с отточенным профессионализмом учителя-методиста отметила, что в Усогорской школе темпы другие, жизнь детей насыщеннее, лучше организована занятость детей, умелая концентрация внимания учеников на уроках. Оно и понятно: музыкальная школа с великолепными, талантливыми педагогами, всевозможные спортивные секции, разнообразные художественные кружки в школе и вне школы.

  С первых лет учебы учителя по инициативе директора внедряли в обучение детей технологию Базарного. - Только вот жаль, не был сделан логический итог отделом образования: каков уровень здоровья, обучаемости и обученности при этой здоровьесберегающей технологии, - продолжала рассказывать Елизавета Михайловна. - Само собой, что при работе по технологии Базарного были свои плюсы.

  В методическую работу в школу включились все педагоги. По итогам учебного года выбирали тему для разработки методических рекомендаций. Активно разрабатывали методику учителя начальных классов Екатерина Николаевна Козлова, Валентина Александровна Щербинская, Надежда Сергеевна Христова, Татьяна Пантелеймоновна Нестерова. Бесменным руководителем методобъединений была Людмила Яковлевна Ванеева. Посещение открытых уроков учителями школы планировала Елизавета Иосифовна Кочева. И в Усогорской и Бутканской школах, несмотря на русскоязычие детей поселка и села, каждый год проводили конкурс чтецов на стихи А.Ванеева в декабре, в дань памяти о поэте. У Е.М.Шабановой было напечатано немало статей с методическим и краеведческим материалом. Например, ее статья об А.Е.Ванееве, который всегда подчеркивал, что их поколение уже в школьные годы стремилось к знаниям, старалось получить специальное среднее или высшее образование. Ярким примером для него был его родной дядя Петр Яковлевич Ванеев, окончивший Ленинградский пединститут с красным дипломом. Эта статья Е.М.Шабановой была напечатана в трехтомнике об А.Ванееве.

  Приехав в родной Буткан, Елизавета Михайловна заинтересовалась краеведческой работой. Да, собственно, им с сестрой Ниной, как говорится и карты в руки, т. к. богатейшей сокровищницей исторических фактов и событий в Буткане была их мать, Мария Васильевна. Именно она держала в памяти все 13 родов, живших в Буткане, и могла по именам назвать всех членов их семей вплоть до девятого колена. Так, обе наши Михайловны стали инициаторами, агитаторами, наставниками нас, кого они упросили, заставили и увлекли составлением своей родословной. Мне, например, по меньшей мере два раза в день приходилось проходить под окнами Нины Михайловны по дороге из школы к маме и обратно. Я знала, что сёстры сидят над родословными жителей. Но вот они закончили начерно, теперь мимо дома Н.М. Пигулиной мне уже не удавалось проходить спокойно: Нина Михайловна стучала в окно, звала к себе. В первый раз я обещала найти бумагу, время и зайти написать, потом второй, третий раз она убеждала меня заняться своей родословной. Я уже поняла, что никто другой мне не может подсказать это, но было трудно найти время. Но Нина Михайловна спокойно, с большим нажимом заставила меня сделать обещанное. Вскоре в нашей школе появился музей. Как-то на первом этаже школы я случайно встретилась с Елизаветой Михайловной. Она мне предложила зайти посмотреть.

  Сделав несколько шагов в комнату, я остановилась в изумлении: передо мной на низком столе лежала моя деревня в сотни раз уменьшенном виде. Это был макет, состоявший из бумажных домиков, сделанный руками учащихся под руководством учителя рисования и труда Натальи Владимировны Гуляевой, так трагически и безвременно покинувшей нас... Мы так и не успели высказать ей свою благодарность за оформление музея, восхищение её талантом художника, талантом воспитателя и учителя. Ведь это она нарисовала герб села, помогала сделать планшеты, где были бесценные фотографии. По её вкусу художника были оформлены многие экспонаты в первой комнате. Вторая комната была Ванеевской... Была... Трагическая ночь 29 января 2012 года до сих пор болью отзывается в душе каждого жителя села... Сгорела наша двухэтажная школа и вместе с ней любимое детище Елизаветы Михайловны - прекрасный краеведческий музей с драгоценными, безвозвратно утерянными документами-оригиналами... Незадолго до этой трагедии Елизавета Михайловна получила свидетельство, где сказано, что музею присвоено название «Школьный краеведческий музей». - У меня перед глазами военный билет наладчика-артиллериста Михаила Андрониковича Цынгина, нашего кузнеца, деревенского Кулибина, -рассказывала Елизавета Михайловна. - Он умел всё: ремонтировал сломавшуюся жнейку или конные грабли, разбирался в часах и еще во многих других вещах. Он воевал в первую мировую войну. А в тяжелые годы Великой Отечественной он сделал механическую терку для картошки, которая очень помогала женщинам осенью, когда надо было делать крахмал.

  Работа на этой терке занимала меньше времени да и была более производительнее, чем натруженные женские руки. Потому она и «гуляла» по деревенским домам, пропадала до самой зимы, но неизменно возвращалась обратно в дом мастера. Также М.А.Цынгин был делегатом ВДНХ в 1938 году. - Среди подлинных документов было свидетельство об окончании начальных классов в 1901 г. в д.Нижний Выльыб Людмилой Никандровной Пувкоевой... Еще похвальный лист отличницы, ученицы четвертого класса Пувкоевой Эльвиры, - с грустной улыбкой продолжает Елизавета Михайловна. И было видно, что эти безвозвратно утерянные редкие документы накрепко запечатлелись в ее памяти, и она видит их перед своим внутренним взором до сих пор... Т.е. горечь утраты нашего славного музея со временем не проходит... Краеведческий музей состоял из пяти самостоятельных экспозиций, но, тем не менее, объединенный родословными жителей д.Буткан: - история развития школы (с 1895 г. по 2012 г.); - «Защитники Отечества»: сведения об участниках I мировой войны, буклеты и фотографии участников ВОВ (90 человек) и участников локальных военных действий (так что можно сказать, что задолго до появления «Бессмертного полка» у нас в Буткане уже был свой небольшой отряд этого полка!); - известные люди села, награжденные орденами и медалями за самоотверженный труд; - плакаты с родословными; - старинные предметы быта с родовыми знаками (туеса, столярные инструменты, ткацкий станок, уголок деревенской избы с люлькой). К слову, в наш школьный краеведческий музей стали приезжать со всего района, так что это не просто перечисление, а как доказательство.

  Когда готовилась к этому очерку, обратилась по телефону к нескольким учителям Усогорска. Но время горячее - конец учебного года, экзамены, организация отдыха и досуга детей - трудно их поймать дома. Поговорить удалось только с Т.П.Нестеровой, которая в первую очередь отметила высокий профессионализм Елизаветы Михайловны.

  - Она, как директор, задавала тон в работе и в досуге. Её отличные знания методики и психологических особенностей младших школьников делали и нашу работу организованнее, четче, подталкивали нас плотно заниматься, чтобы и нам показать эти педагогические секреты, - говорила Татьяна Пантелеймоновна.

  Е.М.Шабанова была постоянно в поиске, в стремлении к совершенству, предъявляя высокие требования к себе и коллегам. И что особенно ценили в ней учителя в Усогорске, да и в Буткане, это участие директора в работе с трудными детьми. Она шла вместе с учителем в трудные семьи, личным примером помогая ему найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Она и сейчас частый гость в школе. Елизавета Михайловна - подшефный ветеран 2 «г» класса Галины Игоревны Загайновой, участвует в делах этого класса и в праздниках.

  Бутканские учителя полностью согласились с Т.П.Нестеровой и добавили, что Е.М.Шабанова умеет подмечать положительные стороны характера учителя, плюсы в его работе и помогает их развивать. В жизни она проста, внимательна и тактична в отношениях с людьми, дома - гостеприимна и приветлива.

  Словом, мы чувствуем себя уверенно, когда рядом с нами наша Елизавета Михайловна.

Эльвира ПОПОВА.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
100 лет журналистике Год культуры в Республике Коми 2018 Спиридонов