Версия для слабовидящих Последний номер: 18 Мая 2020 года
16+
газета республики Коми

Мастер-класс «Лаборатория игрушки»

0 568 Общество

Районная апрельская родительская конференция собирала широкий круг родителей, но были всё-таки не все. Да и педагоги работали по разным секциям, не все увидели, услышали коллег. А выступления были самые разные, интересные, а главное полезные. Опыт педагогов, их находки, новшества мы решили разрекламировать и на страницах «Выль туйод».

  Первая публикация - это мастер-класс от воспитателя МДОУ «Косланский детский сад» Екатерины Цивилевой: - Всем известно, что ребенок любит играть. Игра сама по себе играет огромную роль в развитии ребенка. О значении игры в развитии ребенка можно говорить много, но игра - это потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. Замечали ли вы, когда ребенок начинает играть? Когда возникают в его жизни игры? Во что играет ребенок? Какие для этого использует игрушки? Но для начала хочется немного познакомить вас с самим понятием игры. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

  В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему и для того, чтобы сделать его жизнь полной и счастливой. Игра для ребенка - это не просто времяпрепровождение, это способ существования.

  В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. Для воспитания детей в игре очень важен набор игрушек. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществлять задуманное, вызывает у ребёнка добрые чувства. Очень важно знать, какие игрушки нужны детям в соответствии с возрастом. А.С.Макаренко: «…С помощью игрушки ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль».  Г.А.Урунтаева : «Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками». В наше время трудно, пожалуй, встретить родителей, которые не заботились бы об этом, чтобы у их детей были игрушки. Однако мотивы, по которым они это делают, различны. Одни покупают игрушки, думая о том, чтобы порадовать детей. Для того, чтобы дети радовались чаще, они делают им новые и новые подарки. Желание хорошее, но результат часто оказывается противоположный. Ребенок, задаренный игрушками перестаёт ими интересоваться. Если мы заглянем в игрушечный уголок такого ребёнка, то чего там только нет: куклы, звери, автомобили и многое другое, ничем не связанное между собой. Чем руководствовались родители, покупая эти игрушки? Чаще всего ничем. Попала на глаза им эта игрушка, вот они её и приобрели. А для чего она им нужна? Пригодиться ли она тем игрушкам, которые у него уже есть? Надо, чтобы новая игрушка обыгрывалась, и вызывала большой интерес ребёнка. Итак, мы открываем «Лабораторию игрушки», в которой вы, уважаемые родители, будете экспертами. Представьте, что начинающий, неопытный, молодой родитель купил новую игрушку. Как эксперты в этой области, вы, наверно, должны знать, да и знаете, что знакомя маленького ребенка с покупкой, этот молодой родитель должен обыграть игрушку: - для чего? - (чтобы вызвать интерес к ней, привлечь внимание, научить управлять и играть с игрушкой.) - как это можно сделать? - (рассказать стихотворение, спеть песню, придумать историю и пр.) Задание 1: Родители достают по очереди из мешка игрушку и презентуют её. (продумать набор игрушек, это должны быть и классические и современные игрушки: мяч, медведь, лошадь, Барби, Человек-Паук и пр.)

  Подводя итог 1 заданию: не все игрушки можно с легкостью обыгрывать. Новомодные игрушки труднее поддаются этой задаче. Вы, как эксперты в области игрушек, должны знать, что каждая игрушка несет в себе какую-то информацию и каждая игрушка имеет свою воспитательную и развивающую функцию, своё предназначение. Задание 2: Классические игрушки по сравнению с новомодными имеют более глубокий смысл, разнообразный спектр воспитательных и развивающих функций. Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще. - Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покемоны, монстры, человек– паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка. К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трасформеры: человек-машина, человек-робот, человек-чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка - это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. - Игрушки из реальной жизни: кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодки, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д. - Какую куклу лучше покупать: «Пупса» или Барби? В данном споре большое значение играет возраст ребенка. У девочек- дошколят силен инстинкт материнства, они находят свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни ее - это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров.

  По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной или, в лучшем случае, подружкой, а не мамой. - Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д. Такие игрушки помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом человеке. Если она выплескивается через «военные» игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. - Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: Кубики, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д. Мягкая игрушка. Ее главное назначение - дарить малышу нежность.

  В магазинах можно найти любимые всеми с детства персонажей «Спокойной ночи, малыши», которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать и многому другому. И все это раскрывается в понятной для детей форме. Они излучают добро и любовь к каждому зрителю, а те тоже отвечают любовью. Эти герои могут принести еще одну частичку тепла и нежности и напомнят о тех темах, которые затрагивались ими. - Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера - эгоизм, неряшливость, упрямство. Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Игра-задание. Предлагаем задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми. Рассказываю о своих играх в детстве. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки. Часто дарю ребёнку игру, игрушку. Обобщение: Если в ваших ответах больше «да», значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка. Уважаемые родители, воспитывая ребенка, развивая в нем те или иные качества, мы растим наше будущее.

Подготовила Мария ХУДЯКОВА. 



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
100 лет журналистике Год культуры в Республике Коми 2018 Спиридонов